Аудит юзабилити

Юзабилити сайта — это степень удобства сайта для человека. Критерий, отражающий насколько сайт адаптирован под пользовательские ожидания, интуитивно понятен и способствует увеличению конверсии.

Наравне с техническими  недочетами и ошибками в оптимизации сайта для SEO, важно своевременно находить и исправлять ошибки юзабилити. Проверка сайта на удобства работы с ним и называется юзабилити-аудитом. Это то, что должен уметь делать каждый маркетолог. И также будет полезно знать всем, кто так или иначе работает с сайтом.

юзабилити аудит сайта

Поэтому мы подготовили большую статью, которая будет простым и понятным чек-листом для маркетологов и собственников бизнеса, которые сами занимаются сайтом.

Рассказываем:

Как должен выглядеть юзабилити-аудит?

Главная цель проверки юзабилити — повышение конверсии сайта. Соответственно, вам нужно найти все недочеты в ресурсе и исправить их. Но если вносить правки хаотично и несогласованно, будет сложно отследить какая из гипотез принесла лучший результат. А отслеживать нужно обязательно: в маркетинге все решения должны приниматься на основании цифр, а не личных представлений о том, как лучше.

Поэтому аудит юзабилити в идеале должен представлять собой подробный перечень ошибок и гипотез по их исправлению. Перед каждым внесением правок нужно фиксировать все поведенческие факторы, которые вы планируете улучшать:

Также это важно, чтобы своевременно откатить правку, если вдруг она привела к ухудшению результатов по ключевым показателям.

Начните с Яндекс.Метрики и Google Analytics

сервисы метрики

Многие не знают, с чего работать работу над юзабилити сайта. Рекомендуем взять максимум полезной информации из сервисов аналитики. Что вам нужно для старта проверки сайта:

Получив эту информацию, вы можете сосредоточиться на конкретных проблемах, прописать пул гипотез по улучшению удобства ресурса и начать тестировать их. 

Сервисы или ручная проверка?

В интернете много онлайн-инструментов и программ, с помощью которых вы за несколько секунд можете выгрузить отчет по юзабилити своего сайта. К сожалению, многие ненадежные компании и специалисты, предлагающие юзабилити-аудит сайта, используют именно такой метод проверки. И отправляют клиенту файлы на 50+ страниц с ошибками, которые непонятно как исправлять.

Поэтому мы рекомендуем вам совмещать проверку сервисами и точечный анализ сайта. Предлагая своим клиентам юзабилити-аудит сайта, мы предоставляем в первую очередь экспертизу специалиста, который вручную смотрит все страницы и элементы сайта. Опирается на карту пути целевого пользователя, знает современные тренды дизайна, хорошо разбирается в маркетинге и веб-аналитике.

Эта статья — наша попытка научить вас анализировать юзабилити сайтов не только с помощью сервисов. А использовать программы как вспомогательный инструмент для поиска технических ошибок или устранения рутинной работы. 

Чек-лист юзабилити аудита

чек-лист

Основные требования

Дизайн сайта

У компании должен быть брендбук, на который смогут опираться дизайнеры, маркетологи и другие специалисты, работающие с визуалом компании. Если брендбука нет, следуйте этим рекомендациям:

Навигация

навигация на сайте

Главная страница

Хедер (шапка сайта):

Первый экран должен давать пользователю полезную информацию, которая задержит его на вашем сайте. Это может быть:

аудит сайта

Содержание страницы:

Футер (подвал сайта):

Страница услуги/продукта

Строка поиска

строка поиска на сайте

Текстовый контент

Тексты на сайте нужны в первую очередь для того, чтобы продвигать посадочные по конкретным поисковым запросам. Но алгоритмы поисковых сетей Яндекс и Google становятся сложнее и все больше ориентированы на то, чтобы сайты развивались для людей, а не угадывали, как угодить поисковым роботам. Это сильно коснулось текстов на сайте. Что важно:

Изображения и видео

Контакты компании

контакты компании на сайте

Онлайн-консультант

Карточки товаров

Корзина

корзина на сайте

Выводы

Мы описали простой чек-лист юзабилити-аудита. Такая проверка предполагает анализ ваших точек контакта вашей целевой аудитории с сайтом. Зафиксируйте все недочеты по пунктам и начните внедрять правки. Отследите результат, который достигнете через 1-2 месяца. И продолжайте совершенствовать ресурс.

В погоне за позициями в выдаче поисковиков, сайт часто усложняют, делая его крайне неудобным для обычных посетителей. Поэтому обращайтесь к мнению людей, у которых не замылен взгляд. Посмотрите, как ищут на вашем сайте информацию люди из вашей целевой аудитории. Попросите лояльного клиента сделать несколько конверсионных действий на сайте перед нами. Это простой, но очень показательный пример аудита юзабилити сайтов — часто информативнее любых сервисов.

Стремитесь сделать сайт максимально простым — чтобы для конверсии нужно было сделать не больше 3 шагов. Нужна консультация по чек-листу юзабилити-аудита? Задавайте любые вопросы. Будем рады вам помочь, а также дополнить эту статью на основании ваших вопросов и замечаний.

Читайте также
Berserk Group
Berserk Group
Berserk Group
Berserk Group
Berserk Group
Berserk Group
Berserk Group
Berserk Group